Каждый человек имеет своё призвание. Талант – это знать его.
Ральф Эмерсон
по работе с одаренными и высокомотивированными учащимися
Если ребенок:
- мыслит оригинально и творчески;
- хорошо понимает юмор;
- имеет неистребимую жажду познания, неистощимое любопытство;
- имеет богатое воображение, которое проявляется в сочинительстве, изобразительной деятельности, музыке и т.п.;
- фантазирует, удивляет своей неординарностью. . .
То принимайте поздравления- у вас нормальный гениальный ребенок, который нуждается в развитии своих талантов.
Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу.
Максим Горький
Для вас, родители:
Поддерживайте в ребенке интерес к творчеству, поиску.
Уважайте в ребёнке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное дело.
Помните, что вы должны приспосабливаться к ребёнку, а не он к вам.
Обеспечьте ребенка игрушками, бумагой для рисования, музыкальными инструментами - всем тем, что он сможет использовать для развития своих интеллектуальных и иных способностей.
Не увлекайтесь соревновательными методами. Если ваш ребёнок будет всегда победителем, другие дети могут его не принимать.
Сделайте вашу собственную жизнь как можно более интересной и насыщенной. Детям важно осознавать, что их родители находят хорошее применение своим способностям, развиваются. Пусть дети участвуют в ваших занятиях вместе с вами. Неважно, какие именно это занятия, лишь бы они способствовали самореализации, творческому развитию. Важен сам факт живого совместного общения.
Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где это оправданно - вам нужно создать в доме атмосферу тепла и доверия. Это дает ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха получить в ответ резкое замечание.
Что говорят специалисты
Советы Дэвида Льюиса, специалиста по одаренности
- Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.
- Найдите достойное место в доме, где ребенок сможет демонстрировать свои работы, достижения.
- Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
- Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Чаще говорите об этом вслух.
- Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.
- Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.
- Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
- Принуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
- Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.
- Внимательно относитесь к его потребностям.
- Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.
- Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
- Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
- Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребенку узнавать больше нового.
- Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение.
- Побуждайте ребенка находить проблемы и решать их.
- Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.
- Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.
- Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Пусть он почувствует ответственность за свои решения.
- Помогайте ребенку находить полезные телепередачи и телепрограммы.
- Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
- Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
- Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
- Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».
- Старайтесь, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.
- Наблюдайте за развитием вашего ребенка, анализируйте процесс развития, записывайте результаты в дневник.
Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми
Начальные классы (I-IV классы):
Не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
Избегайте укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
Помните, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Постарайтесь разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.
Средняя ступень и старшая ступень
(V– XI классы)
Создавайте ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
Поощряйте множества вопросов.
Стимулируйте ответственность и независимость.
Делайте акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
Не давайте прямых условий, рекомендаций.
Не сдерживайте инициативу, даже в ущерб урока.
Научите прослеживать межпредметные связи.
Поощряйте в самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
Обеспечьте возможность исследовательской деятельности.
Формируйте безоценочные критерии в работе.
Проявляйте настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.
Каждый ребенок - это маленький гений, который нуждается в любви, заботе, а так же условиях, которые помогут раскрыть потенциал, который спрятан внутри.
А чтоб это получилось, нам, взрослым надо не так уж много:
Просто любить, принимать, выслушивать, интересоваться, подбодрять и поддерживать, внимательно наблюдать и замечать проявление способностей и талантов. А, заметив, создавать условия для их высвобождения и развития!