Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Советы психолога по работе с одаренными и высокомотивированными учащимися

Дата: 31 октября 2018 в 12:09, Обновлено 20 января 2022 в 08:35

Каждый человек имеет своё призвание. Талант – это знать его.
Ральф Эмерсон

по работе с одаренными и высокомотивированными учащимися

Если  ребенок:

  • мыслит оригинально и творчески;
  • хорошо понимает юмор;
  • имеет неистребимую жажду познания, неистощимое любопытство;
  • имеет богатое воображение, которое проявляется в сочинительстве, изобра­зительной деятельности, музыке и т.п.;
  • фантазирует, удивляет своей неординарностью. . .

То принимайте поздравления- у вас нормальный гениальный ребенок, который нуждается в развитии своих талантов.

 Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу.
Максим Горький

Для вас, родители:

Поддерживайте в ребенке интерес  к творчеству, поиску.

Уважайте в ребёнке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное дело.

Помните, что вы должны приспосабливаться к ребёнку, а не он к вам.

Обеспечьте ребенка игрушками, бумагой для рисования, музыкальными инструментами - всем тем, что он сможет использовать для развития своих интеллектуальных и иных способностей.

Не увлекайтесь соревновательными методами. Если ваш ребёнок бу­дет всегда победителем, другие дети могут его не принимать.

Сделайте вашу собственную жизнь как можно более интересной и насыщенной. Детям важно осознавать, что их родители находят хорошее применение своим способностям, развиваются. Пусть дети участвуют в ваших занятиях вместе с вами. Неважно, какие именно это занятия, лишь бы они способствовали самореализации, творческому развитию. Важен сам факт живого совместного общения.

Относитесь к ребенку ласково и чаще хвалите его там, где это оправданно - вам нужно создать в доме атмосферу тепла и доверия. Это дает ребенку психологическую свободу пробовать новые идеи и применять новые знания без страха получить в ответ резкое замечание.

Что говорят специалисты

Советы Дэвида Льюиса, специалиста по одаренности

  • Отвечайте на все вопросы ребенка терпеливо и честно.
  • Найдите достойное место в доме, где ребенок сможет демонстрировать свои работы, достижения.
  • Не ругайте ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  • Показывайте ребенку, что любите его таким, какой он есть, а не за его достижения. Чаще говорите об этом вслух.
  • Поручайте своему ребёнку посильные дела и заботы.
  • Помогайте ему строить собственные планы и принимать решения
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими, указывая при этом на его недостатки.
  • Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
  • Принуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
  • Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.
  • Внимательно относитесь к его потребностям.
  • Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине.
  • Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
  • Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
  • Разрабатывайте практические эксперименты, помогайте ребенку узнавать больше нового.
  • Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его воображение.
  • Побуждайте ребенка находить проблемы и решать их.
  • Будьте честными в оценке своих чувств к ребенку.
  • Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.
  • Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Пусть он почувствует ответственность за свои решения.
  • Помогайте ребенку находить полезные телепередачи и телепрограммы.
  • Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
  • Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  • Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
  • Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: «Я этого тоже не умею».
  • Старайтесь, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.
  • Наблюдайте за развитием вашего ребенка, анализируйте процесс развития, записывайте результаты в дневник.

 

Рекомендации учителям  по работе с одарёнными детьми

Начальные классы (I-IV классы):

Не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности,  к которой стремится учитель.

Избегайте укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.

Помните, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Постарайтесь разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.

Средняя ступень и старшая ступень

(V– XI классы)

Создавайте ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.

Поощряйте множества вопросов.

Стимулируйте ответственность и независимость.

Делайте акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.

Не давайте прямых условий, рекомендаций.

Не сдерживайте инициативу, даже в ущерб урока.

Научите прослеживать межпредметные связи.

Поощряйте в самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.

Обеспечьте  возможность исследовательской деятельности.

Формируйте безоценочные критерии в работе.

Проявляйте настойчивость в работе по развитию     определенных способностей ребенка.

Каждый ребенок - это маленький гений, который нуждается в любви, заботе, а так же условиях, которые помогут раскрыть потенциал, который спрятан внутри.

А чтоб это получилось, нам, взрослым надо не так уж много:

Просто любить, принимать, выслушивать, интересоваться, подбодрять и поддерживать, внимательно наблюдать  и замечать проявление способностей и талантов. А, заметив, создавать условия для их высвобождения и развития!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.