На базе ГУО «Средняя школа № 2 г. Новолукомля» в 2019/2020 учебном году открыты 5 интегрированных классов неполной наполняемости и пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).
Кто такой дефектолог?
Дефектолог – это педагог, который поможет вашему ребёнку познать все или почти все из того, что он должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего развития. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребенка.
Что нужно знать родителям о таком специалисте, как дефектолог?
Дефектология – наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и физическими особенностями, о закономерностях их воспитания, образования и обучения. Дефектолог – понятие достаточно широкое. Дефектологами являются педагоги, специализирующиеся на работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.
Задача учителя-дефектолога заключается в коррекции и компенсации имеющихся у ребенка отклонений в развитии. Прежде всего специалист тщательно изучает степень выраженности нарушения, проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). В зависимости от специализации дефектолога, он акцентирует внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях, особенностях эмоционально-волевой сферы и т.п. После диагностики дефектологу необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать нужные методы, приемы, разработать перспективный план коррекционного воздействия. Для ребенка создаются специальные условия обучения, подбираются лечебно-оздоровительные мероприятия, при необходимости рекомендуются консультации у других специалистов (невролог, психиатр, отоларинголог, ортопед, окулист, ортодонт). В своей работе дефектолог активно использует разнообразные методики, игры, упражнения. Как правило, методики и дидактический материал подбирается индивидуально под ребенка, исходя из его проблемы и возможностей. Длительность работы с ребенком определяется степенью выраженности нарушения и динамикой в процессе коррекции. Даже после нескольких занятий иногда бывает сложно сказать, сколько их потребуется всего и уж тем более дать 100% гарантию устранения нарушения.
Дефектолог может провести диагностику готовности ребенка к школе, диагностику усвоения программного материала. Крайне необходима помощь учителя-дефектолога младшим школьникам, страдающим дисграфией и дислексией. Если Вам посоветовали занятия с учителем-дефектологом не нужно бояться этого слова. Учитель-дефектолог видит проблему ребенка и старается максимально скорригировать ее, используя различные методики.
Проводимые занятия с учителем - дефектологом одновременно требуют постоянной и целенаправленной совместной работы педагога и родителей. Поскольку с дефектологом ребенок проводит незначительное количество времени, а остальные время проводит в семье.
Именно поэтому консультирование родителей и обучение их приемам, способствующим прекрасному развитию ребенка, является также неотъемлемой частью работы дефектолога, что помогает успешно достичь желаемого результата в более короткие сроки.
Так что, дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни.
Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребенка!
Советы дефектолога
Уважаемые родители, обращаю ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, должны быть решены в дошкольный период.
Дети, которые посещают занятия дефектолога в дошкольном учреждениии, должны быть под особым присмотром у школьного учителя-дефектолога, так как у этих детей в первую очередь могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите вашему учителю, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения. Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.
Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с нарушениями в звукопроизношении, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется. На базе правильной речи формируется вся дальнейшая учебная деятельность.
Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка. С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации совместно с учителем-дефектологом ПКПП (пункта коррекционно-педагогической помощи) проводится предварительное обследование детей, поступивших в первый класс. По согласию и заявлению родителей, нуждающиеся учащиеся зачисляются в ПКПП, а учитель-дефектолог проводит с ними коррекционные занятия по устранению недостатков в речевом развитии.
Когда следует обратиться за помощью к учителю-дефектологу
- у учащихся есть речевые нарушения;
- у учащихся наблюдаются ошибки на письме (часто повторяются пропуски букв, слогов в словах; перестановки и замены букв).
Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи
Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.
Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК)
Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребёнка. По результатам обследования выдаётся заключение.
Приём детей на пункт, осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР), и (или) заключения ЦКРОиР, и заключения учителя-дефектолога пункта (для детей с артикуляторно-фонетической дислалией), в соответствии с показаниями к приёму согласно приложению 1 Положения о ПКПП и на основании следующих документов:
• заявления законного представителя обучающегося;
• заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).
Совет №1: Ребенок постоянно пропускает буквы в письменных работах? Это может происходить оттого, что у него плохо развит фонематический слух. Бывает, достаточно активно позаниматься с ребенком пару месяцев: разложить слово на буквы, а буквы на звуки. Предложите ему текст, где надо вычеркивать только букву «а» (делайте это задание на время). А может быть ваше чадо слишком темпераментное и вечно спешит? Таких детей нельзя воспитывать по принципу «сделал дело – гуляй смело»: будет сделано быстро и плохо. Лучше уж как следует погулять, а потом браться за работу.
Совет № 2: Ребенок делает массу орфографических ошибок? По статистике, этими дефектами больше страдают дети, пошедшие в школу с шести лет, не достигнув школьной зрелости, то есть с плохо развитым логическим мышлением. Попробуйте поделать с ребенком упражнения на классификацию и обобщение предметов (например, попросите разложить предметы на группы по заданному признаку – все круглые, все мягкие, все имеющие углы или необходимые для повседневного пользования). Это сформирует у него умение применять правило к конкретной ситуации.
Совет № 3: Постоянная грязь в тетради? Скорее всего, если с опрятностью все в порядке, у ребенка проблема с мелкой моторикой. Неряшливая правая рука – сегодня бич каждого третьего первоклассника. Включите в режим дня занятия лепкой из пластилина, распутывание и завязывание узелков, шнуровку, раскрашивание мелких рисунков и обведение по контуру. Через пару месяцев тетрадь ребенка будет выглядеть вполне сносно.