СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Основы создания программ для мобильных устройств.
Введение в среду программирования приложений для мобильных устройств MIT App Inventor. Основные структурные блоки программирования.
Принципы разработки мобильных приложений. Интерфейс программной среды
MIT AppInventor. Режимы “Дизайн” и “Блоки”. Основные компоненты среды программирования. Свойства компонент. Блоки программирования в среде Blockly. Сохранение и установка приложений на мобильные устройства
Задачи:
• познакомить обучающихся с содержанием программы, особенностями предстоящей деятельности, настроить их на активное участие в программе;
• познакомит с основными принципами построения программ в среде визуального программирования MIT App Inventor
• получить практический опыт работы создания мобильного приложения от разработки прототипа до программирования и отладки на мобильном устройстве.
Ученики должны знать:
• знать основные составляющие среды программирования App Inventor
• понимать как работают и взаимодействую основные компоненты программ
• понимать различие между интерфейсом пользователя и программным кодом
Ученики должны уметь:
• ориентироваться в интерфейсе среды MIT App Inventor
• создавать приложения с несколькими компонентами
• создавать конструкции программы с помощью Blockly приложений
• устанавливать созданные приложения на мобильные устройства.
Практическая работа 1.1. “Мое первое приложение”.
Тема 2. Основные компоненты приложения. Дизайн приложения и программирование компонент.
Разработка приложений, содержащих с мультимедиа-объекты (изображения и аудио ресурсы). Компоненты “Звук” и “Кнопка”.
Задачи
• Научиться использовать компоненты разметки для создания дизайна приложения
• Научиться использовать мультимедийные файлы - изображения, звуки для мобильных приложений.
• Программировать события и действия компонент приложения
Ученики должны:
• уметь задавать свойства компонент “Надпись", “Кнопка", “Звук"
• уметь использовать внешние мультимедийные файлы в приложении
• создавать конструкции программы с помощью Blockly приложений для видимых и невидимых компонент
Ученики должны уметь:
• создавать приложения с использованием горизонтального, вертикального и табличного расположения
• устанавливать звуковые файлы в качестве звука при выполнении определенных действий
• уметь копировать конструкции кода при создании приложений
Практическая работа 2.1. Приложение “Загадка"
Практическая работа 2.2. Приложение “Колокольная галерея"
Тема 3. Экраны приложения и передача данных между ними
Экран приложения и его свойства. Принципы создания приложений с несколькими экранами.
Передача данных между экранами. Использование компонента Tiny DB и начального значения экрана.
Задачи
• освоить принципы создания приложений с несколькими экранами
• научиться использовать компонент “Хранилище" для передачи данных между экранами
Ученики должны:
• знать способы создания приложений с несколькими экранами
• знать возможности использования компонентов группы “Хранилище" для обмена данными разных типов между экранами
Ученики должны уметь:
• создавать несколько экранов в приложении
• создавать навигацию между экранами
• задавать свойства экранов
• использовать компонент TinyDB
Практическая работа 3.1. Приложение “Сказочные превращения"
Практическая работа 3.2. Приложение “ Сказочные перемещения"
Тема 4. Цвета в приложении
Принципы задания цветов для приложений. Модель RGB. Использование списков для формирования случайного цвета.
Задачи
• научиться использовать стандартные и нестандартные цвета в приложениях
Ученики должны:
• научиться задавать цвет экрана, текста и холста.
• знать принципы формирования цветов по модели RGB
Ученики должны уметь:
• создавать случайные цвета для различных компонент приложения.
Практическая работа 4.1. Приложение "Фонарик"
Тема 5. Рисование. Компонент “Холст”
Способы создания приложений с использованием компонента "Холст". Холст и координатная сетка Настройка параметров холста. Рисование круга и линий. Вывод текста на холст.
Задачи
• понять правила построения координатной сетки холста
• научится использовать холст для рисования и вывода текста
Ученики должны:
• знать способы рисования различных объектов на холсте
• способы установки фоновых цветов и изображений для холста
Ученики должны уметь:
• устанавливать цвета для рисования
• задавать параметры холста
• создавать графические приложений. позволяющие рисовать на холсте различные объекты
Практическая работа 5.1. Приложение "Конфетти"
Практическая работа 5.2. Приложение "Раскраска"
Тема 6. Анимация объектов в мобильных приложениях
Компоненты "Шар" и "Изображения Спрайта: свойства, события и действия при их использовании. Анимация движения объектов по экрану: с помощью сенсоров, с помощью компонента "Часы", посредством управления объектом с помощью кнопок. Действия при наложении объектов. Локальные и глобальные переменные внутри приложения.
Задачи
• научиться создавать анимацию компонентов “Шар” и “ИзображениеСпрайта”.
• научиться использовать процедуры для программирования повторяющихся действий
Ученики должны:
• знать различные способы анимации объектов
• определять алгоритм движения объекта с учетом параметров Холста и Экрана
• создавать процедуры в приложениях
Ученики должны уметь:
• использовать для анимации объектов компоненты Сенсоры, Часы, Кнопки
• программировать различные события для анимированных компонент
• использовать события наложения объектов для создания игровых приложений
Практическая работа 6.1. Приложение “Анимация шара”
Практическая работа 6.2. Приложение “Управление объектом”
Практическая работа 6.3. Приложение “Поймай Рыбку”
Тема 7. Использование сенсоров в приложении.
Типы сенсоров, используемые в приложении. Определение сенсоров на мобильных устройствах.
Задачи
• научиться использовать в приложениях различные сенсоры
Ученики должны:
• знать типы и характеристики сенсоров. которые используются в мобильных устройствах
• научиться определять наличие сенсоров на различных устройствах
• знать принципы работы сенсоров
Ученики должны уметь:
• использовать сенсоры местоположения, акселерометры и др. для создания приложений
Практическая работа 7.1. Приложение “Где я?”
Практическая работа 7.2. Приложение “Компас”
Тема 8. Распознавание речи
Распознавание речи в мобильных приложениях. Особенности построения приложений и использования программ.
Задачи
• научиться создавать приложения с возможностями распознавания и синтеза речи
Ученики должны:
• знать как устанавливать синтезатор речи на мобильное устройство
• знать принципы создания приложений с функциями распознавания речи
Ученики должны уметь:
• использовать компоненты Преобразование Речи в Текст и Преобразование Текста в Речь
Практическая работа 8.1. Приложение “Строчка"
Тема 9. Массивы и списки в приложении
Использованием массивов при создании приложений с большими наборами однотипных компонент. Создание пустых списков. Создание списков изображения. Использование операции конкатенции для формирования имени компонентов массивов.
Создание GIF анимированных изображений.
Задачи
• научиться создавать GIF - анимацию в приложении и использовать один экран для просмотра большого количества изображений
Ученики должны:
• научиться создавать массивы изображений
• научиться использовать
Ученики должны уметь:
• создавать приложения с использованием массивов данных
Практическая работа 9.1. Приложение “GIF анимация"
Практическая работа. 9.2 Приложение “Слайд шоу"
Тема 10. Подготовка электронных учебных материалов для дополнительного изучения. Итоговый проект. Разработка и отладка мобильного приложения.
Разработка прототипа приложения. Создание таблицы компонент приложения, описание действий и событий приложения. Оформление и описание приложения. Презентация и взаимооценка созданных приложений.
Задачи
• продемонстрировать полученные навыки при создании собственного мобильного приложения
Ученики должны
• организовывать свою деятельность по созданию мобильных приложений в определенной последовательности от создания прототипа приложения до тестирования и отладки.
Ученики должны уметь
• использовать разнообразные компоненты среды визуального программирования MIT App Inventor для решения поставленных задач
• работать в команде и оценивать работы себя и своих сверстников
Практическая работа 10.1 Итоговый проект
Формы организации контроля обучения
• Устный опрос (в начале занятия).
• Практические задания, в форме выполнения на компьютере программных задач.
• Проектная работа
Схема создания учебных приложений и итогового проекта
№ |
Этапы |
Деятельность обучающихся |
1 |
ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ |
Работая в парах, ученики, предлагают различные идеи создания приложения и проводят анализ предложенных идей с точки зрения возможных потребителей приложения и потребности его создания. Одну отобранную идею ученик представляют другим группам. Группы задают вопросы и высказывают свои предложения. |
2 |
РАЗРАБОТКА ПРОТОТИПА |
Ученики разрабатывают прототип приложения, который содержит необходимые компоненты и демонстрируют как в целом будут выглядеть все экраны приложения. |
3 |
ПРОГРАММИРОВАНИЕ |
Ученики создают код приложения с помощью Blockly |
4 |
ВНЕДРЕНИЕ |
Ученики проверяют созданное ими приложение на возможность анализа другими пользователями, присваивают всем переменным, процедурам и компонентам программы идентификаторы. переименовывают компоненты6 если необходимо добавляют комментарии программного кода. |
5 |
ТЕСТИРОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ И ФИКСАЦИЯ ОШИБОК |
Ученики устанавливают приложения на мобильные устройства, тестируют и проводят его отладку. |
6 |
ОФОРМЛЕНИЕ |
Создание описания приложения, Установка названий экранов |
7 |
ОЦЕНКА |
Создание краткого описания |
8 |
ДИЗАЙН |
Разработка иконки приложения. Установка иконки для приложения. |
Информационно-методическое обеспечение программы
• учебные материалы - инструкции по созданию приложений
• мультимедийные файлы для практических занятий
• Практикум по созданию мобильных приложений в среде MIT App Inventor
• Анкета участника программы (приложение)
Материально-техническое обеспечение программы:
• компьютер, мультимедийный проектор и экран;
• планшеты или мобильные устройства с ОС Android
• выход в Интернет
Список используемых программных средств:
1. MIT App Inventor
2. MIT App Inventor Companion
3. Sensor Box for Android
4. Синтезатор речи Google
Список использованной литературы
1. Kerfs J. Beginning Android Tablet Games Programming. - Apress, 2011. -198 с.
2. Frederick G., Lal R. Beginning Smartphone Web Development: Building Javascript, CSS, HTML and Ajax-Based Applications for iPhone, Android, Palm Pre, Blackberry, Windows Mobile and
Nokia S60. - Apress, 2010. - 350 с.
3. Моррисон М. Создание игр для мобильных телефонов. - М.: ДМК Пресс, 2006. - 494 с.
4. Виноградов А. Программируем игры для мобильных телефонов. - М. -Триумф, 2007. - 272с.
5. MIT App Inventor. Ресурсы. http://appinventor.mit.edu/explore/resources.html
6. Я дилетант. Мобильные приложения своими руками
http://idilettante.ru/category/mobilnye-prilozeniya/